Профилактика зимнего травматизма

Зимовий травматизм

Зима – время повышенного травматизма. Причиной часто служит гололёд, раннее наступление темноты, скользкая обувь. Согласно статистическим данным «зимний» травматизм дает до 15% заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в 20% является причиной инвалидности. Ухудшение состояния проезжей части сказывается на увеличении частоты дорожных происшествий и росте числа пострадавших. Наиболее частые повреждения при этом: черепно-мозговая травма, переломы костей конечностей, сочетанная травма.

В зимний период преобладают ушибы и переломы костей (около 15%), вывихи (около 10%). Пострадавшие преимущественно находятся в трудоспособном возрасте (около 80%). Дети до 18 лет составляют 2%, а лица старше 60 лет — около 8%.

Подсчитано, что возможность влияния на состояние травматизма в целом со стороны медиков составляет не более 10%, а остальные 90% зависят от иных факторов, которые, в свою очередь, можно разделить на внешние и внутренние. К первой группе относят экологию, состояние мест обитания, рабочих зон, зон отдыха, тротуаров, проезжей части, исправности машин и механизмов. А внутренними являются соблюдение техники безопасности, принципов безопасной жизнедеятельности, правил дорожного движения, принципов трезвого образа жизни.

Изменив ряд внешних и внутренних факторов, можно обезопасить себя от травм в зимнее время. И если первую группу причин мы часто поменять не в силах, то ряд внутренних факторов большинству потенциальных пострадавших доступен.

Основной причиной травматизма зимой является банальная спешка. Многие не замечают льда, припорошенного снегом, в результате чего падают и получают различные травмы.

Кроме того, значительная часть травм связана с общественным транспортом. Поскальзываются и падают как при входе в автобус или троллейбус, так и при выходе из него. Особенно опасными могут быть падения на скользких ступеньках.

Дети и молодежь любят прокатиться с разбегу на скользкой дорожке, горке, при этом гурьбой и сшибая друг друга. В таком случае обычно отделываются ушибами. Хотя и не всегда.

Наиболее часто, в порядке убывания, встречается перелом лучевой кости в типичном месте, переломы лодыжек и ключицы, ушибы плечевой кости, переломы костей голени и повреждения связочного аппарата голеностопного и коленного суставов, черепно-мозговые травмы.

Переломы конечностей возникают из-за того, что, падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и обрушивается на нее всем весом тела. Аналогично неловко выставленная нога ломается в области голени. У женщин этому способствует также ношение обуви на высоком каблуке. В ней легко, поскользнуться, споткнуться и упасть.

Особенно часто переломам подвержены люди пожилого возраста из-за возрастных особенностей их скелета (повышенная хрупкость костей, меньшая эластичность связок и мышц). Даже небольшой удар может вызвать переломы конечностей, ребер, позвоночника, а также тяжелую своими последствиями травму — перелом шейки бедренной кости. В 95% случаев этот перелом встречается у женщин. Людям пожилого возраста без надобности в «скользкую» погоду из дома вообще лучше не выходить, следует отложить поездки, походы в магазин и во всевозможные инстанции.

Те же рекомендации должны соблюдать беременные женщины:

* в гололед лучше остаться дома, ну а если необходимо выйти на улицу, то надеть максимально удобную обувь на плоской подошве, избегать спешки, обходить опасные участки;

* при выходе из общественного транспорта или спуске по лестнице обязательно держаться за перила или попросить прохожих о помощи.

Чтобы снизить риск падения при гололеде необходимо соблюдать следующие правила:

* носить обувь желательно на плоской подошве или на низком квадратном каблуке, лучше подойдет обувь с рифленой подошвой;

* можно прикрепить к подошве обуви полоску наждачной бумаги или обычного лейкопластыря;

* в гололедицу ходить нужно по-особому — как бы немного скользя, словно на маленьких лыжах, наступать на всю подошву;

* внимательно смотреть под ноги (в спешке можно не заметить даже открытого льда);

* идти желательно как можно медленнее. Важно помнить: чем быстрее Вы идете, тем больше риск упасть.

* девушкам на время гололеда не стоит ходить на высоких, тонких каблуках;

* если вы носите длинное пальто или шубу, обязательно приподнимать полы одежды, когда выходите из транспорта или спускаетесь по лестнице;

* не ходить очень близко к стенам зданий – с крыши может упасть сосулька или кусок затвердевшего снега.

Если чувствуете, что потеряли равновесие, попытайтесь упасть с наименьшими потерями:

      — при падении нужно сгруппироваться – это уменьшит силу удара о лед; постараться присесть – уменьшится высота падения;

      — безопасней всего падать на бок, так можно обезопасить таз, позвоночник и конечности;

      — ни в коем случае нельзя  приземляться на выпрямленные руки, а падая ничком, голову лучше втянуть в плечи, локти прижать к бокам, спину выпрямить, ноги слегка согнуть;

      — при падении на спину прижать подбородок к груди, а руки раскинуть пошире;

      — если падаете со скользкой лестницы, постараться прикрыть лицо и голову руками. Не пытаться затормозить падение – это увеличит тяжесть травмы вплоть до переломов.

При получении травмы через прохожих или других лиц необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи или при возможности самостоятельно обратиться в ближайшее медицинское учреждение. Самостоятельно или с помощью окружающих создать условия неподвижности для поврежденной конечности при помощи подручных средств. Обойтись без консультации врача можно только в случае легкого ушиба, за исключением ушиба головы.

При занятии зимними видами спорта используйте защитные средства — налокотники, наколенники, шлемы. Обучите своего ребенка безопасному катанию на лыжах, коньках и санках. Взрослые должны уметь оказывать первую  помощь ребенку.

Основной способ профилактики травм зимой — осмотрительность при передвижении по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным переходам на мостовой, особенно при наличии снежных заносов и гололеда. В значительной мере это относится к водителям – соблюдение скоростного режима, максимально внимательное отношение к  участникам дорожного движения.