Медосмотр перед школой

Совсем скоро начнется новый учебный год. Одним из аспектов подготовки ребенка к школе является прохождение ежегодного медицинского осмотра. Тема, с одной стороны, не остросоциальная, однако порождающая, как выяснилось, массу злоупотреблений среди врачей и лечебных учреждений. Как результат: очереди в поликлиниках, стресс для детей и родителей, озлобление в обществе к людям в белых халатах. Не так давно произошли изменения в законодательстве по этому вопросу.

Как было раньше. До 2018 года на школьников и воспитанников детских садов заводилась специальная медицинская карточка – так называемая форма 026/у, которая называлась «Медицинская карта ребенка для школы, школы-интерната, детского сада». Это был «обходной лист» на нескольких страницах формата А4 с целой кучей граф для заполнения десятком врачей-специалистов, анализов и прочего. Форма эта ранее хранилась в детском учреждении и ее, как указано выше, обязывали заполнять на каждого ребенка перед поступлением в школу или детский сад, а затем – ежегодно.

Что происходит сейчас. Весной 2018 года Минздрав отменил вышеуказанную форму медицинской документации, поэтому порядок прохождения ежегодного медосмотра для школы существенно упростился. Тем не менее, ни в детских, ни в медицинских учреждениях не спешат рассказывать о нововведениях родителям, заставляя их вместе с детьми обивать пороги кабинетов поликлиник и просиживать часы в очередях, «делясь» друг с другом инфекциями, привезенными с морей. Например, в городе Люботине в школах и центре семейной медицины выдают «самопальные» «обходные листы», заполнение которых не предусмотрено ни одним нормативно-правовым актом Украины. Похожая ситуация и в Харькове, и в других районах и городах области.

Как это должно быть по действующему законодательству. Минздрав разъяснил, что после упразднения ф.026/у порядок проведения медицинских осмотров школьников регламентируется приказом №682 от 16.08.2010 г. «Про удосконалення медичного обслуговування учнів загальноосвітніх навчальних закладів». Он действует почти 9 лет, однако его упорно не выполняют в детских поликлиниках.

О чем говорится в приказе? В конце документа есть приложение в виде схемы-таблицы, где перечислено, кто из врачей-специалистов осматривает детей в зависимости от возраста и какие обследования проводятся.

Итак, в Вашей семье первоклассник. Ребенок перед поступлением школу должен быть осмотрен детским хирургом, детским ортопедом, детским офтальмологом и в завершении – педиатром. Из лабораторных обследований необходим клинический анализ крови. И все! Все остальные обследования и консультации врачей специалистов – только по конкретным показаниям. Эти показания выявляет педиатр не путем личных хотелок или самоуправства администрации, а руководствуясь клиническими данными или в том случае, если ребенок находится по тому или иному заболеванию на диспансерном учете. Например, педиатр увидел, что у пациента затруднено носовое дыхание, есть жалобы на частые отиты, храп по ночам – в такой ситуации врач направляет его к детскому оториноларингологу с подозрением на гипертрофию аденоидов. Или другой пример. Врачу известно, что школьник с рождения наблюдается по поводу порока сердца. Тогда автоматически профосмотр дополняется консультацией детского кардиолога и необходимыми обследованиями. Такая же ситуация и с врачами иных специальностей.

Помимо 6-летних детей такой же набор специалистов и обследований предусмотрен для 11-летних. В 14 и 15 лет показан осмотр педиатра, детского стоматолога, хирурга и эндокринолога. По показаниям – консультация психолога (не психиатра) и гинеколога. В 16 и 17 лет – педиатр, стоматолог и опять гинеколог при наличии показаний.

Например, к детскому гинекологу девочка и девушка до 18 лет может быть направлена или при наличии жалоб, или если педиатр обнаружит при опросе или осмотре основания для этого: не наступили вовремя месячные, есть признаки отставания в половом развитии, или наоборот, есть проявления преждевременного полового созревания, патологические выделения, чрезмерно болезненные месячные.

Осмотр дерматолога может быть рекомендован при школьном медосмотре, если педиатр обнаруживает признаки кожного заболевания, осмотр невропатолога – при отставании в психомоторном развитии, гиперкинезах, заикании, головных болях и так далее. Консультация психолога, например, при проблемах адаптации к коллективу, учебе,  при психосоматических расстройствах. Их выявление – совместная задача педиатра и родителей.  Подобная ситуация и в отношении других узких специалистов.

Лабораторные исследования при школьных медкомиссиях также проводятся по показаниям. В 6 лет, 11 лет, а также в 14-15 лет необходим клинический анализ крови. В 11 лет также дополнительно – анализ крови на сахар, но не у всех детей поголовно, а у тех, которые педиатром выделены в группу риска по диабету (например, признаки ожирения, наличие диабета у родителей). Клинический анализ мочи, кала, исследования на гельминты и прочее – все это тоже проводится индивидуально, а не поголовно, исходя из клинических признаков, которые опять-таки выявляет врач-педиатр. Хождение с баночками для мочи и кала в школу осталось в истории.

Из инструментальных обследований с 14 лет ежегодно необходимо проходить флюорографию.

Данные осмотра врачей записываются в амбулаторную карту (форма 025/у) или карту развития ребенка (ф 112/у), туда же подклеивают результаты необходимых обследований (при наличии). По окончанию медкомиссии, на руки родителям школьника для передачи в школу выдают форму 086-1/у (не путать с просто формой 086/у для абитуриентов). Она называется «Довідка учня загальноосвітнього навчального закладу про результати обов’язкового медичного профілактичного огляду». В этой маленькой форме указывают личные данные ребенка – ФИО, дату рождения, класс и название школы, группу для занятий физической культурой, заключение и рекомендации врача, даты медосмотра нынешнего, прошлого и очередного. Диагноз может указываться только с согласия родителей. В эту справку не переписываются данные осмотров другими врачами, анализы и т.д.

В медвузах учат, что педиатр – универсальный детский врач, который должен владеть приемами диагностики и лечения основных заболеваний дыхательных путей, сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой, пищеварительной систем, уметь оказать неотложную помощь при травмах, отравлениях и острых заболеваниях, дифференцировать высыпания и разбираться в основах детской инфектологии, аллергологии, гематологии, дерматологии. Если требует ситуация, эти же знания и навыки позволят вовремя распознать ситуацию, когда необходима консультация узкого специалиста и своевременно к нему направить. В остальных случаях педиатр должен руководствоваться вышеупомянутым приказом №682, расширять свой профессиональный медицинский кругозор и привыкать брать ответственность за пациента единолично на себя. Именно поэтому педиатр – основной специалист при медкомиссии детей, а не клерк по выписыванию справок и направлений, что имеет часто место в реальной работе поликлиник.

Источник информации: 07 АВГУСТА 2019, https://gx.net.ua/blog/medosmotr-pered-shkoloj-kak-ne-stat-zhertvoj-byurokratov-ot-zdravoohraneniya.html